Самозащита права граждан на проведение публичных мероприятий: проблемы нормативного регулирования и юридической реализации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


ние публичных мероприятий. Ключевые слова: юриспруденция, конституционное Keywords: jurisprudence, constitutional law, self-protec- право, самозащита, публичные мероприятия, свобода со- tion, public events, freedom of assembly, interests, means.

браний, интересы, способы. Проблема неэффективности гарантированных ятия [2], а также констатируемый международными законодательством Российской Федерации ме- правозащитными организациями обвинительный ханизмов защиты права граждан на проведение уклон в работе отечественных судов, не способных публичных мероприятий уже не первый год с осо- вынести справедливое и объективное решение в бым энтузиазмом обсуждается представителями защиту свободы собраний [3], вселяют в умы юри- юридической науки.

Основным объектом крити- стов обоснованные опасения относительно даль- ческих замечаний ученых является, как правило, нейшей судьбы права публичных мероприятий в процедура судебного обжалования ограничений, России.

Новые правила организации и проведения публичных мероприятий: что скажет конституционный суд РФ?

2 ст.

4, ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ст. 31 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.При подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде РФ судья-докладчик сформулировал ряд вопросов, ответы на которые имеют значение для правильного разрешения дела.

Как оспариваемые в запросе законоположения соотносятся с международными стандартами права на свободу мирных собраний, а также с Заключением Венецианской комиссии (16 — 17 марта 2012 года) о Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»?В Заключении Венецианской комиссии (далее — Комиссия) высказан целый ряд замечаний и предложений, которые принятым Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и

Публичные мероприятия

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями; Со скольки лет можно быть организатором публичного мероприятия?

Ниже представлены эти вопросы и ответы на них в том виде, как они вошли в текст заключения, подготовленного автором для Конституционного Суда РФ.1.
Здравствуйте. Согласно действующему законодательству организатором публичного мероприятия можно быть достигнув 18 лет, то есть совершеннолетия. Могут ли органы власти быть инициаторами публичного мероприятия? Если да, то каков порядок подачи уведомления для его проведения? Органы власти не могут сами себя уведомлять о проведении публичных мероприятий.

Уведомительный характер существует для граждан и организаций.

Сущность права на публичные меропряития

Участники публичного мероприятия. Установлено, что участниками публичного мероприятия могут быть граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений.

Данная норма не согласуется с положениями Федерального закона «Об общественных объединениях».

По указанному Закону далеко не все общественные объединения являются членскими — к ним относятся лишь общественные организации. Все иные организационно-правовые формы общественных объединений не основаны на членстве. По смыслу заложенной в ст. 6 нормы получается, что участвовать в публичных мероприятиях могут не все общественные объединения, а лишь общественные организации, т.е.

одна из организационно-правовых форм объединений. (п. 1 ст. 6 Федерального закон от 19 июня 2004 г.

№ 54

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

— далее ЗАКОН) Кроме перечисленных понятий используются и другие, которые требуют определения для однообразного понимания.

Основные правила участия в публичных мероприятиях


№14-П отметил, что государство вправе и обязано осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам, их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти.

По мнению Конституционного Суда РФ, правомерное осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует выработки чётких, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина правил их организации и проведения.

При этом – как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности – необходимо учитывать, что в силу Конституции РФ, подразумевающей свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы его проведения является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.

ВС разъяснит судам применение законодательства о публичных мероприятиях

«Для правоприменителя наибольший интерес будут представлять разъяснения, касающиеся применения положений ст.

5.38 и 20.2 КоАП РФ, так как они затрагивают непосредственно реализацию прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности», – отметил эксперт.

В проекте постановления говорится о том, что ст. 31 Конституции закрепляет право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Данное положение, помимо прочего, предоставляет возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти.

При этом указывается, что данное право не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты

Право на публичные мероприятия включает в себя конституци я

В работе рассматриваются решения Европейского Суда по правам человека, принятые как в свете действия разрешительного порядка реализации рассматриваемого права, используемого до вступления в силу Федерального закона , так и в отношении применяемого в настоящее время уведомительного порядка проведения публичных мероприятий.

Во всех рассмотренных в работе случаях Европейский Суд констатировал нарушение статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения права граждан России на проведение публичных мероприятий определяется кругом их полномочий, позволяющим им участвовать в обеспечении данного права. Защита конституционного права граждан на свободу собраний Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной

Административное право России

№ 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В Законе под публичным мероприятием (акцией) понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Здесь же раскрывается понятие каждой формы публичных акций. Согласно Закону цель публичного мероприятия — свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности и добровольности участия в нем.

Субъекты публичного мероприятия в зависимости от степени причастности к его проведению могут быть с малыми погрешностями разделены на его обязательных субъектов и субъектов, причастность которых к нему зависит от формы публичного мероприятия и количества его участников. К обязательным относятся: а) организаторы публичного мероприятия.